Интертекстуальная отсылка к посту Чеширского
В последнее время я редко даю себе труд четко формулировать мысли, а тем более - делиться ими. Пожалуй, пришло время это менять: слишком много накопилось нерассказанных историй.
О ключах, сказках и сов-падениях
Для человека, близко знакомого с творчеством Макса Фрая, из подобного заголовка уже ясно, что речь пойдет именно о нем. Прошу прощения, если в тексте встретятся спойлеры к последней книге - боюсь, без них не обойдется.
Эта зима для меня перенасыщена фраевскими книгами и событиями. Критической точкой стало начало февраля, к которому я лихорадочно дочитывал "Чайную книгу", и вдобавок оказался обладателем аж двух изданий "Ключа из желтого металла". Одно я приобрел самостоятельно, второе подарил мне Лиль. Отличаются они, соответственно, немногим - городом, где куплены, да пятнышком от замороженной клубники на том, что я читал. Равно как "подделка семнадцатого века" отличалась от "ключа-оригинала" разве что царапинкой. Вот и первый спойлер, да...
На самом деле, в процессе чтения я много плевался, исходил ядом и клеймил любимого автора графоманом, однако удовольствие получил и задумался о многом, а значит, книга хороша.
И вот тут мы подбираемся к сути, потому что писать я собирался вовсе не о книге как таковой, а о том "многом", о чем я задумался.
Сначала по мелочам. Интересно, почему ни у главгероя, ни у Карла даже мысли не возникло открыть дверь "фальшивкой", раз уж она полностью повторяет оригинал? Дубликаты ключей - вещь настолько распространенная, что я был искренне удивлен. Я понимаю, что найти тот-самый-ключ - вопрос принципа, но дверь-то открыть тоже интересно. Единственное, что я могу предположить - просто так надо по законам сказки. И тогда вообще все спорные моменты очень легко встают в предложенные рамки, хоть по функциям Проппа книжку разбирай. Кстати, интересная мысль.
Помимо этого жанра, приходит на ум еще роман-путешествие в его современном состоянии.. Да что там. Приходит на ум "Трасса 60". Потому что цепь событий с лейтмотивом дороги - явная аналогия. И мой любимый вывод фильма - то, что ценность предмета возрастает по мере того, как он обрастает историями. Очень похоже на историю возникновения ключа-двойника.
Но сказки все-таки больше. Я не ожидал, что заявленный формат - "Золотой ключик" все-таки - себя оправдает, и действительно в сумме получится что-то доброе-теплое-светлое. Восхищен.
Последнее из того, что думается мне мимоходом, пока я пытаюсь вербализировать главное. Очень навязываются аналогии по героям из Ехо. Во-первых, Фил, который изначально на Макса не похож, а вот по итогам - копия. Во-вторых, прекраснейший наш Лжедимитрий, который по всем параметрам, включая стиль одежды, равен прекраснейшему нашему Мелифаро. Кьялар, который Шурф. Болеслев - о, восхитительнейший из героев, во всем, включая редкостную дурь, которую он нес про близнеца и третий вдох! - Болеслев, который более известен нам как Лойсо. Карл, пожалуй, Джуффин, а Рената тогда Сотофа. Впрочем, нет, леди Ханемер - это, конечно, Гражина, которая на самом деле Тереза. Ну, основную идею я уже донес, ага?.. Только я не понимаю, зачем это автору надо.
И, как и в "Лабиринтах/Хрониках Ехо", напрочь отсутствует деление на светлый и темный блок. Только в Ехо добро какое-то злое, а в "Ключе" - зло какое-то доброе. Все - доброе. Лав энд пис. А в итоге - вообще мир стал лучше, трава - зеленее, солнце - жарче и прочие позитивные последствия. И вот с одной стороны это совершенно прекрасно - чудеса-то из жизни Фила никуда не делись. А с другой... Трудно себе представить в этом изменившемся мире приключение вроде сцены на польской границе, с автобусом, туманом и ощущением какой-то инфернальной жути.
Если бы пришлось выбирать между "все будет хорошо" и "все будет непонятно, страшно, неопределенно, но ты выкрутишься, доказав всему миру и себе самому, что - нет, не тварь дрожащая", я выберу последнее. К сожалению, думаю, это извращенное понимание реальности. Невосприимчивость к добру и свету надо лечить. Есть отличный рецепт, есть старинное зелье... А вот есть ли?
На этом запас историй не исчерпан, и в голове им по-прежнему тесно. Будем работать...