Это эссе по Шерлоку Холмсу, ежели будет интересно - читайте. Но вообще особой литературной ценности не представляет))
читать дальшеАКТЕРСТВО И ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В НОВЕЛЛАХ О ШЕРЛОКЕ ХОЛМСЕ
- Вы мне льстите, сэр. Старый барон Даусон за день до того, как его повесили, сказал, что театр потерял в моем лице ровно столько же, сколько выиграло правосудие. А сегодня вы расхваливаете меня за мои маленькие перевоплощения.
- Так это… Так это были вы?
Артур Конан Дойль «Камень Мазарини»
Шерлок Холмс обладает ренессансным темпераментом. Он сам себе устанавливает правила, по которым играет.
А. Генис «Закон и порядок. Мой Шерлок Холмс»
Что мы знаем о Шерлоке Холмсе? Почти любой образованный человек в ответ на этот вопрос может набросать примерный список характерных черт и любимых привычек знаменитого детектива-консультанта, среди которых обязательно упомянут курение табака, скрипку, кокаин, доктора Уотсона, знаменитый дедуктивный метод и талант перевоплощения. То есть как человеческие, так и профессиональные его свойства.
Отложим на время интереснейшую тему обыденной жизни героя Конан Дойля и перейдем непосредственно к его частной детективной практике, методам и уловкам.
Из рассказа в рассказ автор с заметным удовольствием демонстрирует гениальность своего персонажа в ее практическом применении; из рассказа в рассказ Шерлок Холмс с явным самолюбованием оттачивает свои приемы на простодушных обывателях, своем друге, полицейских и преступниках. Фактически каждая первая новелла содержит в себе не всегда относящуюся к сюжету иллюстрацию того, как волшебно выглядит со стороны метод Холмса и как «элементарно» проследить ход его умозаключений на самом деле. Уотсон с детской наивностью каждый раз радуется этому фокусу; правда, в очень редких случаях язвит – «Для человека, мыслящего логически, связь между моими башмаками и турецкими банями, разумеется, самоочевидна…». Но вот уникальные актерские навыки сыщика неизменно приводят в восхищение его сторонников и в глубочайшее изумление – противников. Впрочем, демонстрирует их он немного реже – примерно в каждой третьей новелле. Зато уж если случится ему, переодевшись, следить за подозреваемым, тогда он не упустит шанса оставить хитроумного преступника с носом, заставив учтиво подать лже-старухе оброненный зонт. Подобные ситуации наводят на мысль о браваде и об отношении к расследованию, как к интеллектуальной ролевой игре.
Поскольку речь зашла об игре и перевоплощении, сложно не вспомнить традиции карнавала. Особенно характерный с этой точки зрения момент – фрагмент из «Союза рыжих»: «Флит-стрит была забита рыжеволосым народом, Попс-корт напоминал тележку разносчика апельсинов... Здесь были рыжие всех оттенков – соломы, лимонов, апельсинов, кирпича, ирландского сеттера, желчи, глины...» Настоящий карнавал, особенно если вспомнить, что все это – нанятые преступниками люди, и цвет их волос вряд ли натуральный.
Маска, которую надевает Холмс, позволяет ему действовать более свободно и дает ряд преимуществ – разумеется, иначе он не стал ее использовать. Однако ни следователи из Скотленд-Ярда, ни законопослушный Уотсон не прибегают к таким уловкам. Почему? Не наделены актерским талантом, и только? Но уже появившаяся у нас ассоциация с карнавалом позволяет предположить, что в случае перевоплощения речь идет о неком выходе за грань обыденного, обмане, о переступлении черты. Шерлок Холмс неоднократно упоминает, как же повезло Лондону, что он играет на стороне закона. Потенциально он способен на мошенничество, что проявляется в одурачивании остальных при помощи маскарада.
У его таланта к ролевой игре можно найти и другие истоки, помимо легкости, с которой он переходит любую границу. Например, если вернуться к мельком затронутой нами тематике быта прославленного детектива, то есть всего, что не связано с расследованием преступлений.
Итак, кто же предстает перед нами, если отбросить профессиональные проявления? Сложно сказать. Самая емкая характеристика – многогранная личность. Меломан. Знаток театра. Любитель живописи. Человек, прекрасно разбирающийся в разведении пчел. Публицист, печатающий статьи в научно-популярных журналах. Лингвист, способный часами рассуждать о судьбе кельтского языка. Археолог, интересующийся поселениями неолитического человека. Можно составить длинный список, который будет включать разнообразные сферы человеческой деятельности – и который совершенно несопоставим с другим списком, составленным в свое время Уотсоном и свидетельствовавшим, что Холмс богат знаниями исключительно в прилегающих к криминалистике областях. В чем причина этого противоречия? Не в том ли, что биограф и друг составлял портрет Холмса-сыщика, но есть и другие Холмсы? Многогранная личность легко дробится на многие личности-маски, и очевидно, что такому человеку будет несложно поставить в тупик самых проницательных критиков своей актерской игрой.
Но вышесказанное – лишь предположение, одна из возможных интерпретаций образа великого детектива. Посмотрим, что дают нам факты.
Весьма показательна для изучения заявленной темы новелла «Шерлок Холмс при смерти» из сборника «Его прощальный поклон». Если в прочих рассказах переодевание является лишь частью сложной комбинации расследования, то здесь вокруг него строится все действие. Притворством детектив вынуждает преступника раскрыть свои карты, но какое это притворство – высший пилотаж! Недостаточно провести только злоумышленника, введены в заблуждение должны быть абсолютно все, от квартирной хозяйки до лучшего друга, да и сам организм актера: три дня без пищи заставят его поверить в собственную болезнь, «вжиться в роль». Усилия вознаграждены немалым удовольствием, которое Холмс каждый раз получает от демонстрации своей изобретательности.
И так – раз за разом. Преступники обмануты, справедливость торжествует. Для полноты картины приведем еще пример: новелла «Его прощальный поклон». Здесь ставки более высоки, на кону безопасность страны, и роль приходится играть целых два года. Тем не менее, иностранный шпион пойман, он с ужасом понимает, что поставлял своему правительству ложные сведения, а тот, кого он считал малообразованным американским ирландцем – знаменитый сыщик. Зло наказано.
Но были и у великого Шерлока Холмса просчеты. И снова мы рискнем ступить на зыбкую почву теоретических предположений: а ведь в большинстве случаев Холмс был одурачен его же собственными уловками. Гениальный сыщик, способный различить по виду сто сорок сортов табака, становится непроницателен и слеп, когда преследуемый играет по придуманным Холмсом правилам.
Разумеется, наиболее яркий пример здесь – дело Ирэн Адлер, одно из четырех, которые детектив с Бейкер-стрит считает своими провалами. Он применяет все свои излюбленные методы, в том числе – переодевается в священника и обманывает свою противницу, однако… Стоило мисс Адлер переодеться, да еще проявить свойственную самому Холмсу насмешливость – «Добрый вечер, мистер Холмс» – как самый проницательный из смертных в упор не видит женщину под маской молодого господина. Удивительно.
И случай этот не единичен. Вспомним историю «Человека с рассеченной губой»: Холмс долго ломает голову над этим делом и далеко не сразу приходит к верным выводам, а ведь он сам мастер в искусстве гримирования. Казалось бы, увидев страшное лицо нищего, должен был заподозрить неладное.
Еще один факт – даже будучи точно уверен в земном происхождении собаки Баскервиллей, Холмс не ожидает увидеть чудовище, он ждет обычное животное, а потому теряется в первый момент.
Однако необходимо отметить, что это правило одурачивания великого сыщика работает только в случае, если он сначала своими глазами увидит переодетого, а потом уже начнет думать. Тогда его дедукция не работает. Если же ему дать набор фактов, как в истории с Мэри Сазерленд и ее то ли отчимом, то ли женихом, Шерлок Холмс прекрасно справляется с разгадкой тайны.
Это наблюдение можно объяснить простым совпадением, случайностью, а можно вновь рискнуть и предложить свою трактовку. Шерлок Холмс, гениальный детектив-консультант, предпочитает работать с абстракциями и умозрительными выкладками, практика для него – лишь варианты реализации теории. Сталкиваясь с проблемой непосредственно, он не всегда выходит победителем.
Подводя итог, отметим, что в произведениях Конан Дойля, героем которых является Шерлок Холмс, мы очень часто сталкиваемся с перевоплощением. Играть может как центральный персонаж, так и его противники, причем игра эта неизменно ставит в тупик даже очень проницательных людей. Таким образом, имеет смысл говорить о специфичности раскрытия темы актерства в этих новеллах и отметить, что перечитывать их, прицельно выделяя отрывки, где функционирует эта тема, чрезвычайно интересно.
Главным образом, для Леголаськи))
Это эссе по Шерлоку Холмсу, ежели будет интересно - читайте. Но вообще особой литературной ценности не представляет))
читать дальше
читать дальше